home-office-336378_1280

Чему можно научиться в райтинге за 12 лет?


 

Приветствую вас. Вот скажите, сколько лет вы профессионально занимаетесь написанием текстов? Думаю, независимо от срока вы согласитесь с тем, что за это время узнали много нового и научились делать то, что раньше и не могли представить.

А теперь представьте, чему можно научиться за 12 лет успешного профессионального развития на поприще копирайтинга? И вот совсем недавно я увидел на Copyblogger прекрасную статью известного райтера и блогера Демиана Фарнворта (Demian Farnworth), которая так и называется: «12 уроков, которые я получил за 12 лет писательства».

С оригиналом статьи можно ознакомиться здесь, а я предлагаю вам свой перевод этого собрания копирайтерской мудрости. Итак, устраивайтесь поудобнее, ибо впереди много букв, которые действительно стоят вашего времени.

 

Писать — тяжело.
Писать то, чем можно поделиться — еще тяжелее.
Писать что-то, что можно сохранить — тяжелее всего.

Это опыт двенадцати лет профессионального писательства, собранный в 19 словах.

Опыт, который начинается с ограниченных возможностей начинающего копирайтера, который пишет описания товаров… продолжается управляющим редактором в международной организации с собственным штатом писателей и редакторов… и заканчивается успешным бизнесом стратега фрилансера, который занимается веб-контентом.

Написание текстов это моя профессиональная жизнь. Естественно, я могу многое рассказать об этом.

Например, об этих двенадцати особенно важных уроках, которые я усвоил. Я надеюсь, что они помогут вам найти свою дорогу к тому, чтобы стать писателем мирового уровня.

 

Урок1: Пишите глупости

 

Существует только одна дорожка от новичка к профессионалу, когда дело касается писательства: тексты.

Много написанных текстов.

Это достаточно обескураживающее задание, особенно, если вы перфекционист. Вы пишете так, будто кто-то стоит за вашим плечом и проверяет каждое написанное вами слово.

Так дело не пойдет.

Кстати, когда я работал райтером, редактором и преподавателем, я видел, что такое давление делает с писателем. В результате получаются громоздкие и ужасные продающие письма, рассылки или посты в блогах.

Совсем не то, что вы хотите сказать миру.

Вот почему вам нужно стать свободнее. Сядьте, забудьте об окружающем мире, и пишите. Пишите даже то, что кажется вам глупостями.

Без сомнений, когда вы закончите, у вас на экране будет огромная куча хлама. Но зато теперь у вас имеется материал для работы.

Знаете, как по мне, лучше из десяти страниц сделать одну, чем чем пытаться создать что-то совершенное с нуля.

Поскольку у вас уже есть грубый набросок, вы можете включать ваш «встроенный детектор дерьма» (как назвал его Хемингуэй), безжалостно редактировать его и зарабатывать ваши деньги.

 

Урок 2: Упросите опытного автора быть вашим наставником

 

Писатели это довольно настороженный народ.

Достаточно чувствительные, чтобы написать что-то стоящее. Достаточно чувствительные, чтобы упасть духом, если кто-то это забракует.

Но без этого неприятия, без того, чтобы прочувствовать, что такое критика, — вы в лучшем случае научитесь вести дневник. Лучше выйти и найти профессиональную помощь.

Я очень сильно вырос под руководством одного из моих первых начальников. Также сильно помогли мне полтора года в критик-группе. Такой объективный взгляд поможет вам увидеть свои белые пятна и совершенствоваться.

Не всякая критика может помочь вам. Вам придется научиться отсеивать хорошие советы от плохих. И в этом помогает работа с кем-то, кто знает, о чем говорит.

Давным давно я воспользовался знакомством для того, чтобы всучить Джону Карлтону продающее письмо, которое я писал. Мне хотелось получить его вклад в письмо. Он оказался достаточно добр, и ответил мне. И он оказался достаточно добр, чтобы съесть ланч со мной.

Да, это был один из тех моментов, когда я наконец-то понял все, о чем я читал раньше, — но до меня не доходило, пока Джон не сказал об этом.

 

Урок3: Развивайте нездоровое чувство юмора

 

Занятие веб-писательством имеет свои преимущества. Например, когда люди спрашивают меня, чем я зарабатываю на жизнь, я говорю им, что я веб-писатель (веб райтер).

Отсутствующее выражение их лиц говорит о том, что я их теряю. Поэтому мне приходится уточнять. И я говорю что-то вроде этого: «Я священник. И я охраняю святость написанных в интернете слов».

Еще до того, как я заканчиваю говорить это, кола идет у них через нос.

Я получаю реальное удовольствие от этого. Почему? Потому что это забавно. Это смешно так же, как Зак Галифанакас и группа связанных танцоров гуляют по лесу, одетые в шелковые пижамы.

Это необычно. Это непонятно.

Писатели сталкиваются с теми же проблемами, что и комики: создание новых материалов. Если вы не можете создавать что-то оригинальное, вы останетесь на втором плане.

И возникает вопрос: кого бы вы предпочли в качестве автора? Кого-то безликого? Или кого-то, раскрашенного подобно клоуну?

Я бы выбирал клоуна всякий раз. Особенно потому, что привлечение внимания и видимость в сети имеет решающее значение. Так чего же вы ждете? Воспитывайте это чувство юмора. И сделайте его нездоровым.

Урок 4: Воруйте идеи.

 

Пустая страница ненавидит вас. И хочет, чтобы вы ушли. Хочет, чтобы вы уснули с любимым напитком в руках вот здесь, или затянулись марихуаной вон там.

Все, что угодно, чтобы уберечься от ваших грязных лап.

Если вы умудритесь сделать несколько строк, она будет дразнить вас, говоря, что это не годится. Что это совсем не оригинально.

Что-ж, она права. Почти все, что вы пишете, стандартно и скучно. Все это уже было написано и сформулировано когда-то в прошлом.

Ну и ладно. Ваша работа писателя в том, чтобы просто напомнить читателям то, о чем они забыли. Оживить в памяти то, что было давно. Но сделать это совершенно по-новому.

Так что не стесняйтесь мародерствовать на работе других людей. Вырывайте статьи из любимых журналов. Сохраняйте статьи из блогов в сервисах закладок. Выделяйте строки в романах.

Затем возьмите эти идеи, выложите на пустой экран и придайте им новую форму. Это один из самых быстрых способов победить пустую страницу.

 

Урок5: Писательский ступор это миф.

 

Колсон Уайтхед сказал, что писательский ступор это инструмент. Это инструмент, который вы используете, когда неохота работать.

Когда ваша супруга спрашивает, почему вы лежите в тени речной березы с крепким портером вместо того, чтобы тарабанить по клавиатуре, все что вам нужно сказать, это: «Муза. Она покинула меня. Но она сказала, чтобы я ждал ее здесь.»

Уайтхед сказал это с сарказмом. На самом деле писательский ступор это не болезнь. Это романтический способ сказать о том, что я ленивый.

Как профессионал, скажу, что за последние 12 лет у меня было желание писать только около половины всего этого времени.

Может быть, даже меньше.

Но если вы хотите продуктивности и развития, вам нужно сесть и писать. Даже если вы печатаете, уставившись на стену, как это делал Орсон Скотт Кард, когда боролся с пустой страницей.

По правде говоря, писательский ступор это признак того, что топливный бак ваших идей пуст. А что может лучше наполнить его, как не чтение тысячи книг? Смотрите следующий урок.

 

Урок6: Читайте, как сумасшедший.

 

Тедди Рузвельт написал 150000 писем за свою жизнь. Он написал небольшую стопку книг на различные темы, начиная историей и заканчивая боевыми действиями на море.

Может быть, не удивительно будет узнать, что он также прочитывал примерно одну книгу в день. Если бы у него было больше времени, он бы читал две или три книги.

Большинство писателей, которых я знаю, читают словно сумасшедшие. Но они также читают с умом. Они знают, когда лучше отказаться от чтения книги, когда пробежаться по главам или впитать в себя каждую букву.

Тем не менее, не останавливайтесь только на чтении. Запоминайте фрагменты текстов, речей и стихотворений. Думайте об этом, как о программировании своего мозга и наполнении топливного бака идей.

 

Урок7: Экспериментируйте.

 

Я ненавижу людей, который просыпаются в возрасте четырех лет и говорят: «Я хочу быть ветеринаром. Или адвокатом. Или писателем.»

А потом вырастают и делают именно это.

Это как если бы их жизнь была сценарием, и его утвердили на первой же репетиции. Моя жизнь (и резюме) выглядит несколько менее отполированной.

Но я бы не обменял ее ни на что на свете. Этот эксперимент с опытами информирует меня о том, о чем я пишу.

Вот почему я могу говорить с точки зрения скалолаза, монаха и балбеса не переводя дыхание. Вот почему я могу консультировать международные некоммерческие организации по вопросам социальных медиа и стратегий контент-маркетинга.

Конечно, по этой причине у меня позади остался ряд неудачных медиа-платформ. Дело в том, что я нахожу то, что работает — и придерживаюсь этого. Это то, для чего нужно экспериментировать.

Если вы не учитесь и не совершенствуетесь — вы на неверном пути. Выйдите из своей зоны комфорта и поиграйте с миром.

Вы полюбите те сокровища, которые найдете.

 

Урок8: Полюбите человеческие качества.

 

Посмотрите на мой тип по типологии Майерс-Бриггс и вы увидите, что я Ученый. Логико-интуитивный рациональный интроверт. Я ценю знания, идеи. И я быстро применяю эти идеи на практике.

Дежурная шутка в нашей семье о том, что я люблю идеи больше, чем людей. Достаточно справедливая. Я действительно лучше чувствую себя в университетской библиотеке, чем на вечеринке.

Дело в том, что я люблю людей… просто не так близко. На расстоянии. На клиническом расстоянии.

Я поглощаю книги о криминальном разуме. Сгребаю статьи о переговорах и убеждении. Я постоянно подправляю то, как я говорю или пишу что-то, чтобы узнать, какой отклик я могу получить от человека.

Могу ли я заставить его плакать? Смеяться? Вопить?

Я очень люблю встречать незнакомцев. Отчасти потому, что я люблю заставлять себя делать вещи, которые доставляют мне неудобства (см. урок 7). Я пытаюсь построить взаимоотношения, даже если это значит работать волонтером на местном продуктовом складе, беспокоить людей в Google+ или путешествовать по стране как бродяга.

Помните: вы пишете для людей. Вы всегда будете писать для людей. Поэтому важно, чтобы вы понимали их изнутри и снаружи.

 

Урок9: Получите встряску.

 

Позвольте мне признаться кое в чем: я трус. Меня очень легко испугать. Но я также люблю будоражить людей.

Очень люблю.

К счастью, получение встряски это быстрый и грязный способ развить ваши копирайтерские навыки. Как? Раскачивание лодки заставляет вас защищать свои идеи, расширить мышление и оценить то, что вы можете переварить.

Так как же вы можете получить встряску? Для новичков подойдет написание маргинально скандального поста, книги или статьи. Например:

1. Бросьте вызов популярному человеку или положению.
2. Вскройте грязный секрет.
3. Бросьте вызов сложившемуся положению вещей.
4. Перейдите границы скабрезности.
5. Задайте вопросы авторитетам.

Существует обратная сторона получения встряски. Только посмотрите на таких людей, как Линдси Лохан или Джулиана Ассанжа. Век этих людей короток.

Это значит, что ваша стратегия получения встряски должна быть тщательно спланирована.

Встряска это отличный способ набрать критическую массу, если у вас есть новый блог. Но в конце концов вам нужно будет снять ногу с педали, пока ваши читатели не настроятся на одни только споры.

Спрячьте острый пост на две-четыре недели (или больше), чтобы свеча конфликта не разгорелась с обоих концов.

 

Урок10: Предлагайте огромный объем услуг вашим клиентам.

 

Знаете, сколько стоила средняя книга до того, как появился печатный пресс? Около 10000 долларов. Это потому, что кому-то понадобилось полгода на то, чтобы скопировать ее.

Сейчас мы относимся к книгам как к жевательной резинке. Легко достать. Легко потреблять. Книги стали товаром широкого потребления. А единственная вещь, в которой конкурируют товары широкого потребления, это цена.

Будучи писателем, преподавателем и консультантом, я поклялся никогда не конкурировать по цене. В конце концов такой писака будет работать над 10 долларовыми постами для блогов. Как и рабочий на конвейере, которому платят за единицу продукции, он будет строгать по 5 постов за час.

Так жить невозможно. Он перегорит через год. И полностью износится через десять.

Я не хочу перегореть за три месяца, а тем более полностью изнашиваться. Я хочу, чтобы моя работа существовала двенадцать месяцев как минимум. И тысячу месяцев как максимум. Но, что еще более важно, я хочу, чтобы мои отношения с клиентом длились всю мою жизнь.

А это может произойти только тогда, когда вы будете предоставлять клиентам огромное количество услуг. Когда вы будете прогибаться и отдавать всего себя своему клиенту.

Думаете, вы потеряете деньги таким образом? Не потеряете, потому что вы сможете установить премиум расценки. Расценки, которые заставят людей вздрогнуть.

Но если они хотят самого лучшего обслуживания, они не послушают свой разум. Если не получится — продолжайте. Ищите людей с толстыми кошельками. Они там. Я обещаю.

 

Урок11: Выйдите на ринг.

 

Мне нравится Джефф Гоинс. Я счастлив, глядя на успех его блога. Волнуюсь, если слышу о его новой книге. Но когда он делает заявления типа: «Вы псиатель, когда вы называете себя таким,» мне приходится почесать затылок. (На самом деле, он цитировал Стивена Прессфилда).

Знаете, если бы эта логика была верна, я мог бы стать монтажником, просто сказав «я монтажник.» Я бы стал моряков в тот же момент, как назвал себя «моряк». Боксером — сразу же, как только назвал себя «боксер».

Правда состоит в том, что боксером не станешь, пока не сделаешь шаг на ринг. Но даже в таком случае, у вас не будет права называться боксером. По крайней мере до тех пор, пока вы не проведете несколько боев.

Еще один совет вы услышите, что вам нужно писать 1000 слов каждый день, и вы станете писателем. Да, этот совет дал Рей Бредберри. Но он также сказал, что вы станете писателем, только если будете делать это три года подряд.

Три года.

Правда, можно найти множество определений, кто такой писатель. Все они субъективны. Но вот моя точка зрения: вы должны как минимум писать, публиковаться и иметь читателей. И жить, пользуясь следствием этого.

Вы не накопите силы и энергии, просто называя себя писателем. Вы накопите энергию, когда начнете выдавать на гора продукцию, и затем создавать что-то стоящее. И вы не сможете сделать это, если вы даже не вышли на ринг.

 

Урок12: Останьтесь здесь надолго.

 

Существует секрет, который позволит стать всемирно известным писателем. Нужно оставаться на ринге. Оставаться долго. Под этим имеется ввиду 10000 часов запланированной, целенаправленной практики.

Джеоф Колвин хорошо рассказал об этом в своей книге «Переоцененный талант» (Talent Is Overrated).

Его идея проста: нужно перенять привычки людей, которые преуспели в спорте, искусстве и в бизнесе — таких как Майкл Фелпс, Крис Рок и Бенджамин Франклин — и вы сможете преуспеть в чем угодно.

Но на развитие этой способности потребуются годы. И к сожалению, слишком многие бросают это, не дойдя до критической точки.

Мой собственный навык писательства развивался в течение этих двенадцати лет. Вы бы посмеялись над моими первыми попытками написать продающее письмо или статью. И потребовалось пять лет, пока я смог управлять письменным миром без смущения.

Может быть, это очевидно, но я не стал бы таким автором, каким являюсь сейчас, если бы сдался десять лет назад. То есть, все сводится к следующему: практика, улучшение, эксперимент и повторение.

До тошноты.

Мой вывод…

Послушайте, зарабатывать на жизнь писательством нелегко.

На самом деле, существуют намного лучшие варианты развития карьеры. Но если вы просто не можете не писать — если вы просто не можете представить свою жизнь без писательства — в таком случае, вы, может быть, станете довольно хорошим писателем.

И даже если вы не вкусите успеха (славы, богатства или власти) по эту сторону смерти, — не волнуйтесь. Существуют десятки писателей «неудачников», которые получили заслуженное внимание уже после того, как были мертвы.

Франц Кафка. Филипп К. Дик. Джон Кеннеди Тул. Анна Франк.

Конечно, было бы не плохо иметь привилегии Е.Л. Джеймса или Стефани Майер, но кто вспомнит о поверхностном пятьдесят лет спустя?

Никто.

Пишите надолго. Для потомков. На все времена после вас. В любом случае вы выиграете.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *